новости & события

22.06.2015 Гонка Звёзд
Такого в трофи-рейдах не было никогда!
4-6 сентября 2015 года Большие гонки «Гонка ЗВЁЗД».
Место проведения, формат – пока держится в секрете (всё будет рассекречено чуть позже)
Планируется участие сильнейших спортсменов 21 века.
09.12.2014 5 этап Кубка Нижегородской области по трофи-рейдам "В ТРЁХ СОСНАХ"
13 декабря 2014 года пройдёт 5 этап Кубка Нижегородской области по трофи-рейдам "В ТРЁХ СОСНАХ".

статьи & обзоры

11.03.2014 Стройка трофи-машины своими руками. Основные моменты. Часть I.
Автор - Тюриков Алексей
Президент Нижегородского Клуба Внедорожного Движения
Многократный обладатель Кубка России по трофи-рейдам в разных категориях (2009 г, 2012 г.)
Призёр Чемпионата России по трофи-рейдам 2012 г.

Статьи

03.03.2014

Трофи - стиль жизни интересных людей (Часть II)

В продолжение первой части.


В первой части этого пособия мы остановились на определённом последовательном порядке действий, из этого списка следует наличие укомплектованного гаража с некоторым количеством инструмента и оборудования, а также наличие начально подготовленного спортивного автомобиля, значит можно смело переходить к первому выезду на тренировку. Тренировка процесс неотъемлемый от занятий практически любым видом спорта, трофи опять же не исключение, но не надо забывать о наличии сложного технического снаряда, с которым Вам придётся очень сильно подружиться или как говорят спортсмены "вкатиться в машину". Чтобы правильно вкатиться необходимо поставить цель и задачу для выполнения, на первый выезд задача самая простая. Первая тренировка необходима для настройки связки пилот - автомобиль и пилот - штурман. Здесь можно немного отойти в сторону от основной темы и поговорить о неотъемлемой части экипажа, я бы даже отметил о важной неотъемлемой части. Конечно это Ваш штурман.


Штурман - человек с хорошей физической подготовкой ( в идеале ) или человек стремящийся улучшить свою физическую форму, он всегда спокоен, выдержан, никогда не паникует, пропускает мимо ушей мысли и подсказки пилота, его зрение видит только топографическую карту и нужные ориентиры на местности не замечая куда поехали другие экипажи, возможно на начальной стадии он Ваш друг или хороший знакомый единомышленник. Ему тоже необходима первая тренировка, он ваши глаза и компас, поэтому вдумчиво совместными усилиями оборудуйте рабочее место штурмана, а в него входят следующие компоненты :


1. Навигационная система - это может быть планшет с программой Ози, либо обычный старый ноутбук, который выкинуть жалко, а смысла он уже не имеет, либо прикупите у спортсменов старый защищенный Панасоник ( будьте внимательны комп может быть несколько раз утоплен, перед покупкой отнесите мастеру и продиагностируйте его на наличие окислений внутри ). Стоимость Панасоника может быть 5-10 тысяч рублей. Разместить компьютер необходимо непосредственно перед штурманом. Ненадо городить его сразу на потолок, пробивая крышу заклёпками и саморезами, эта операция актуальна для автомобилей старших классов ТР2 и ТР3 (их частенько топят в воде), для Вас главное эргономичность всех элементов. Крепление компа не должно иметь острых углов, они травмоопасны, также обратите внимание на быструю посадку штурмана ( если полка с клавиатурой будет выдвинута, штурман будет при посадке бить себе колени или выдёргивать провода ). Изготовить полочку можно из аллюминевого профиля, он продается в строительных магазинах, выпилите треугольник с развёрнутым углом и согните профиль под необходимый угол, сбоку аккуратно зафиксируйте положение двумя косынками, прикрепить комп к креплению можно через длинные липучки, одна из которых приклеена к нижней части планшета, а другая к креплению ( не закрывайте вентиляционные отверстия ). Антенну для компа лучше установить между выводами привода стеклоочистителя ( это самое безопасное место ). Проверьте в гараже работоспособность навигационной системы, попробуйте забить список координат с последних соревнований, когда забили проверьте совпадение района на карте, засекайте время забивания координат, данные записывайте в блокнот ( норматив 30 точек за 10 минут стремитесь к этому результату).


2. Карманный навигатор. Хороший вариант Гармин модель 60 Csx или 62, он работает в любых условиях, даже под водой. Если нет возможности покупать Гармин воспользуйтесь обычным дорожным навигатором ( этот вариант дешевле, но его можно уронить в воду и распрощаться с ним навсегда ). Штурман должен освоить функцию " направление на точку ", стрелка компаса будет показывать в каком направлении заданная цель, это поможет ему искать координату в радиусе 50 метров, эти 50 метров очень важны для Вас, они могут стать огромной потерей времени при выборе неправильной траектории подъезда непосредственно к точке.


3. Шнур USB. Их можно иметь несколько штук, разных по длине. Для хранения мелких девайсов установите в доступном месте маленькую герметичную коробочку ( продается в рыбацких магазинах ). В неё можно положить запасные батарейки, один сотовый телефон, запасной фотоаппарат, сухой спирт, охотничью списки, таблетки для обезвреживания воды, таблетки типа Пенталгин и Кетанов ( бывает от тепловой нагрузки болит голова )



4. Нож. Есть в продаже в пластиковом чехле, разместите в удобном и доступном месте.При размещении учитывайте доступность обоих членов экипажа в пристегнутом ремнями положении, в случае переворота можно отрезать ремни безопасности ( если такая ситуация случилась не паникуйте, нажмите выключатель массы, задайте простой вопрос штурману, определите своё расположение в пространстве, если на взгляд это сделать невозможно аккуратно выдавите слюну и точно узнаете на крыше Вы или на колёсах, после чего режьте или отстёгивайте ремень, если положение на крыше выставьте одну руку в крышу, так можно защитить шею. Всё делайте быстро но без паники.)





5. Штурманские ручки. Их надо сделать две. Из опыта самое удобное положение ручек это слева от штурмана внизу ( сразу около сиденья ), а вторая может быть использована штатная над дверью.



6. Штурманский фонарик. Место штурмана обязательно должно быть освещено, для этого можете использовать диодную световую полоску, разместите её на потолке.



7. Блокнот. Используйте офисный вариант с прищепкой, закрепите его в вертикальном положении, к нему закрепите две хорошие гелевые ручки. На нём будет висеть дорожная книга с координатами и цифровым обозначением позиций.


8. Салфетки. Если есть бардачок положите пачку влажных салфеток и рулон бумажных полотенец. Полотенца необходимы для протирания запотевшего лобового стекла.

Теперь Ваш штурман технически готов к выезду на тренировку, а следовательно возвращаемся непосредственно к первой тренировке. Для начала выберите на карте район выезда. Для правильного выбора района обратитесь за помощью к организаторам клубных или местных соревнований, у них есть точки и треки, если такой возможности нет используйте место с наличием лесного массива и малым количеством населённых пунктов, если же вам придётся проезжать населённые пункты не используйте все возможности Вашего спортивного автомобиля, проезжайте деревни и посёлки медленно, обычно организаторы стараются избегать населённых пунктов, следовательно и Вам необходимо соблюдать при проезде правила ПДД. Первая тренировка всегда непонятная и бесцельная, поэтому постарайтесь просто покататься и познакомиться с машиной. Перед выездом сделайте отметки в блокноте, время выезда, количество топлива, время забивания координат ( пробно любых с любой дорожной книги ), поставьте время возвращения как основной норматив, поставьте несколько произвольных точек в районе предполагаемой тренировки, запишите координаты по принципу дорожной книги ( для первого раза 5 точек достаточно ). Не забудьте одеть на себя полный комплект одежды и шлемы ( НЕ САДИТЕСЬ В СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ БЕЗ ШЛЕМА ), если Ваш автомобиль ТР0 шлем можно одеть при съезде с дороги общего пользования, возможно это покажется немного смешным когда Вы будете в потоке автомобилей сидеть в вейдерсах, хотя рыбаки тоже двигаются в забродниках и с чемоданами в городских автобусах, забейте на окружающих, пилот должен думать только о машине, а штурман о карте. Допустим Вы прибыли в район тренировки и съехали с асфальта в лесной массив. Сделайте отметку времени на возвращение в гараж, она Вам пригодится для расчёта времени норматива, бегло осмотрите автомобиль снизу, зрительная память заложит Вам параметры целостности агрегатов. Обсудите со штурманом стратегию движения к целям, определите на карте дороги, просеки, озёра и водоёмы, населённые пункты, линии ЛЭП и основные ориентиры. Начинайте движение. По дороге определяйте совместно расстояния до видимых предметов, это очень важно в будующем ( самое главное одинаково определять расстояние до цели, возможно даже неправильно, но ОДИНАКОВО ), отрабатывайте систему предупреждений например: штурман на карте видит перпендикулярную дорогу, по которой возможно движение такого же экипажа на большой скорости и чтобы Вам обоим было понятно даёт Вам команду " Прямой перекрёсток ОПАСНО ! " или например необходимо повернуть направо на перекрёстке до которого ещё 500 метров, в этом случае штурману неплохо заранее проинформировать пилота о наличии поворота, в этом случае команда будет такая " через 500 м правый прямой" при этом пилот понимает что скорость пока снижать не надо и ждёт следующую команду по отсечке расстояния , она более простая " 200 метров ", потом 50 и.т.д. Чем больше Вы совместно отработаете команд, тем проще Вам будет управлять автомобилем. Имея стандартный автомобиль помните про отсутствие лебёдки и не теряйте разум при виде труднопроходимого участка, помните ЛУЧШЕ ПРОЕХАТЬ ЛИШНИЙ КИЛОМЕТР, ЧЕМ ОТКАПЫВАТЬ ЗАСТРЯВШИЙ АВТОМОБИЛЬ ! Развернитесь, поищите другую дорогу, если Ваша случайная координата попала в лесную чащу не надо убивать автомобиль срубая деревья, достаточно приехать в район доступности координаты, а в качестве тренировки сбегать с карманным навигатором пешком, это хорошая тренировка для ориентирования на местности, не забудьте поставить точку стоянки автомобиля и взять с собой телефон, при этом расстояния больше 200-300 метров преодолевать не надо. В процессе движения обращайте внимание на пробои подвески, зрительно запоминайте рельефы и покрытия на которых подвеску жёстко пробивает, пробуйте заранее предупреждать данные ситуации в процессе быстрого передвижения , зрительная память будет оберегать Вас и подвеску Вашего автомобиля. Также в качестве тренировочного процесса остановитесь на любом неровном участке дороги ( колея, небольшой косогор, плотный лесной массив, противопожарная опашка ) и попробуйте совместными усилиями быстро заменить одно или два колеса, используя сендтраки и хайджек ( при пользовании хайджеком не снимайте шлем ! Помните длины Вашей руки не хватает для полного дожима ручки до нижнего положения, при выпрямленном локтевом суставе продолжайте давить с помощью сгибания коленей, если не выполнять это правило и давить ручку рукой до конца Ваша голова попадает в зону движения ручки и при соскальзывании руки травма черепа НЕИЗБЕЖНА ! ) , нормальный норматив 3 минуты на замену одного колеса с полной раскладкой и установкой на места необходимого инструмента ( ВСЕГДА СКЛАДЫВАЙТЕ И ЗАКРЕПЛЯЙТЕ ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ, В СЛУЧАЕ АВАРИИ БОЛТАЮЩИЕСЯ В САЛОНЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ НАНЕСТИ ВАМ ТРАВМУ ! ).



Если Ваш автомобиль оборудован лебёдкой и подготовлен в категорию ТР1 обязательно научитесь правильно работать с лебёдкой:


1. Упражнение №1 .Установите автомобиль на ровной поверхности . Выберите любой предмет за который возможно прицепить трос лебёдки ( дерево, бетонный блок, опора моста,пень ), при зацеплении пользуйтесь корозащитной стропой. Разблокируйте редуктор свободного хода барабана лебёдки, включите пониженную передачу в раздаточной коробке, по команде штурмана начинайте движение задним ходом от места зацепа троса ( помните, на штатном барабане Вашей лебёдки намотано не более 30 метров троса), при этом штурман движется в том же направлении и наблюдает за остатком троса на барабане, не старайтесь быстро разматывать барабан ( можно неосторожно выдернуть трос из крепления на барабане, конечная часть металлического троса окрашена в красный цвет только пока трос новый ), размотав весь трос полностью, попробуйте освободить конец троса, а затем с помощью инструмента вставить его обратно ( это Вам пригодится в процессе соревнования, если Вы выдерните трос из барабана). При работе с тросом штурману рекомендуется работать в толстых перчатках ( НИКОГДА НЕ ПРОПУСКАЙТЕ НАМАТЫВАЮЩИЙСЯ ТРОС СКВОЗЬ РУКУ, РАБОТАЙТЕ МЕТОДОМ ПЕРЕБОРА ТРОСА, НЕ ПЕРЕХВАТЫВАЙТЕ ТРОС БЛИЖЕ 1 МЕТРА ОТ БАРАБАНА, ТРОС МОЖЕТ ПОВРЕЖДЁННОЙ ЧАСТЬЮ ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА РУКУ И В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОН ЗАТЯНЕТ КИСТЬ В БАРАБАН !!! ), используйте кевларовый трос ( он дорогой, но удобный и безопасный, в качестве экономии снимите новый металлический трос сразу, его можно продать в том месте где Вы покупали лебёдку ), не забывайте промывать и сушить кевларовый трос, в противном случае он будет гнить и рваться. На полностью размотанном тросе придавите несильно педаль тормоза, таким образом чтобы не полностью заблокировать колёса обоих осей, выключите дополнительные потребители тока, начинайте тянуть трос лебёдки. В процессе протяжки штурману необходимо наблюдать за укладкой троса и визуально показывать пилоту либо направление укладки, либо движение автомобиля ( договоритесь сразу для обоюдного понимания ). Также в процессе протяжки попробуйте манипулировать педалью тормоза и прислушиваться к работе лебёдки, попробуйте полностью заблокировать тормоза на непродолжительное время, важно запомнить звук мотора лебёдки при получении максимальной нагрузки, при приближении к месту зацепа остановитесь за пару метров, отцепите трос, закрепите крюк за проушину, подтяните свободный трос.



2. Упражнение №2. Установите автомобиль в подъём, угол подъёма должен быть не критическим для переворота, достаточно подъема в который Вы самостоятельно не можете заехать. Освободите трос с проушины, откройте редуктор на барабане, штурман разматывает трос до места зацепа ( не забывая взять с собой корозащитную стропу ), пока штурман карабкается в тросом вверх установите ручник и помогите разматывать трос ( штурману необходимо всячески помогать по необходимости ), после зацепления не забудьте закрыть редуктор. Выполняя это упражнение тормоза давить уже не надо, в данном случае для правильной укладки троса на барабане будет достаточно собственного веса автомобиля. Помогайте лебёдке колёсами, но соблюдайте некоторые опасения , например : нет особой необходимости давить газ в пол на скользком склоне, уничтожая тем самым как сам склон, так и свой мотор, работайте плавно ТОЛЬКО педалью сцепления, при этом если звук мотора лебёдки изменяется, значит ваша работа плодотворна, попробуйте смотреть на работу переднего левого колеса при плавной работе сцепления, поймайте сцеплением точку срыва колёс в букс, работайте педалью только до точки срыва, не делайте резких движений сцеплением на склоне это зачастую приводит к повреждению трансмиссии, потому что передние колёса Вашего автомобиля притянуты к склону направлением нагрузки троса и при резкой передаче крутящего момента могут не прокрутиться на почве, а это будет означать что автомобиль или заглохнет или случится повреждение приводной части трансмиссии ( НЕ ДАВАЙТЕ ТРОСУ ПРОВИСАТЬ, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА НАТЯНУТ ). Забравшись к точке зацепа попробуйте зажать тормоза, отпустить немного трос и несколько минут просто постоять на склоне, при этом трос отцеплять не надо ( это упражнение поможет Вам зрительно определять на каком склоне будет автомобиль держаться на тормозах, а на какой будет соскальзывать вниз ). Натяните трос, отпустите тормоз, если автомобиль висит неподвижно значит тормоз Вашей лебёдки работает исправно, если же трос начал разматываться и автомобиль начал движение вниз, значит тормоз неисправен ( сделайте пометку на планшете о работоспособности тормоза лебёдки ). Не нажимая на тормоза отматывайте трос нажимая на тумблер ( на панеле пометьте маркером понятные Вам обозначения функционирования тумблера например : «тянуть» и «отдать» или «вперёд» и «назад», главное чтобы Вам был понятен принцип работы барабана лебёдки ). После возвращения в горизонтальное положение смотайте трос в лебёдку, закрепите крюк на проушине.



3. Упражнение №3. Найдите по карте низинную часть лесного массива, как правило на карте есть обозначения высот, попробуйте туда добраться по грунтовым дорогам. Обычно низинные участки лесного массива имеют ручьи или несильно заболоченные участки. Выберите позицию для преодоления тяжелого подболоченного участка с расстоянием до первого хорошего дерева не более 20 метров, также предусмотрите возможность выезда от этого дерева в сторону, для совершения манёвра на одной передней лебёдке. Подумайте за что Вы будете цеплять трос для выезда на сухой участок. Если позиция Вас полностью устраивает пройдите предполагаемую траекторию движения ногами, бывает видимое покрытие очень коварным изнутри, будьте внимательны. Для пересечения ручья с острыми берегами попробуйте использовать сендтраки, при этом не старайтесь взять препятствие штурмом с зажатой до пола педалью газа, предварительно отцепите трос лебёдки от проушины немного отмотайте и положите конец троса на капот ( можно зацепить крюк за стеклоочиститель, можно также использовать заранее закреплённый на капоте резиновый эспандер ), данное действие необходимо в случае неудачной попытки переезда, таким образом Вам не придётся откапывать трос, чтобы вытащить его наверх. Если автомобиль буксует на сендтраках сразу цепляйте трос лебёдки, соскочив с сендтраков Вы усугубите своё положение и потеряете время. НЕ СТАРАЙТЕСЬ ВЫТАЩИТЬ АВТОМОБИЛЬ ВПЕРЁД ЕСЛИ БАМПЕР УПИРАЕТСЯ В БЕРЕГ ! Используйте хайджек для подъёма передней части, помните дерево за которое Вы зацепили трос может отломиться как спичка, а до следующего дерева может не достать трос лебёдки. Вернёмся к упражнению с разворотом, после выбора позиции и изучения почвы на траектории движения, включите пониженную передачу и межосевую блокировку, отпустите педаль сцепления и работайте только рулём, НЕ ТРОГАЙТЕ ПЕДАЛЬ ГАЗА ! Не совершайте ошибок, которые Вы уже видели в достаточном количестве, когда были зрителем помните ЧЕМ МЕНЬШЕ ЗАРЫТ ВАШ АВТОМОБИЛЬ В ГРУНТ, ТЕМ ЕГО ЛЕГЧЕ ПРОТЯНУТЬ НА ЛЕБЁДКЕ !!! Как только движение по мягкому грунту прекратится сразу выжимайте сцепление, не давайте колёсам выкапывать себе ямы. Разблокируйте редуктор, размотайте трос ( не забудьте оказать помощь штурману ), закройте редуктор, начинайте тянуть по команде штурмана, работайте сцеплением наблюдая за движением переднего левого колеса ( не давайте ему пробуксовывать ), т.е очень нежно работайте педалью сцепления прислушиваясь к мотору лебёдки, если Ваши действия в оказании помощи колёсам не изменяют звук мотора лебёдки временно работайте только лебёдкой. Дотянувшись до дерева оставьте немного места для бокового манёвра, перецепите трос под углом не более 90 градусов по отношению к расположению лебёдки, начинайте движение на лебёдке к следующему дереву и так до выезда на сухой участок почвы. Обязательно смотайте трос и зацепите его в проушину. Продолжайте движение по лесному массиву не забывая про временной норматив. Занесите в блокнот время протяжки одного троса лебёдки на мягком грунте, это Вам пригодится для расчёта времени на взятие одной точки в процессе соревнования.


Для первого выезда на тренировку этих трёх упражнений с лебёдкой будет достаточно. Начинайте движение к месту стартовой позиции, для штурмана неплохо будет рассчитать время прибытия в гараж, исходя из текущей позиции и времени доезда по дороге общего пользования соблюдая ПДД (помните это пока не соревнования, не старайтесь уложиться во временной интервал нарушая ПДД , это ТРЕНИРОВКА!).



По прибытию в гараж занесите все данные в блокнот пока они свежи в памяти, оцените удобство своей формы, размера обуви, тепловой режим. Сразу проследуйте на мойку ( НЕ БРОСАЙТЕ НИКОГДА АВТОМОБИЛЬ ПОСЛЕ ВЫЕЗДА ГРЯЗНЫМ !!! ), если Вы оставите автомобиль в грязи утром следующего дня грязь высохнет в скрытых полостях кузова и Ваш автомобиль будет тяжелей на ведро грязи. Проследуйте на мойку. Ваша задача смыть всю грязь с подвески и днища автомобиля, можете не тереть тряпками кузов и не мыть его в салоне, НО ОСВОБОДИТЬ ДНИЩЕ И ПОДВЕСКУ ОТ ГРЯЗИ ВЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ ! После мойки вымойте вейдерсы и паркуйте автомобиль в гараж. Откройте все двери, достаньте и промойте инвентарь ( хайджек моют только водой, после чего обрабатывают ВД40 ( НЕ СМАЗЫВАЙТЕ ХАЙДЖЕК СМАЗКОЙ !), главное для хайджека быть чистым и сухим. Отключите клемму от АКБ. Не забудьте повесить сушить вейдерсы. Перенесите трэки и точки в Ваш ноутбук. Отправляйтесь спать, только следующим утром Вы сможете оценить повреждения и сделать необходимые диагностики, но об этом я Вам расскажу в следующей части этой надеюсь интересной статьи.

← Назад к списку новостей